Обновлённый ФГОС
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Уважаемые родители (законные представители) будущих первоклассников и обучающихся 5 классов школы.
С 01.09.2022 г. прием на обучение по образовательным программам начального общего образования (1 класс) и основного общего образования (5 класс) будет производиться в соответствии с ФГОС НОО – 2021 г. и ФГОС ООО – 2021 г.
Основание – Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Федеральные документы
🔗 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
🔗 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС).
🔗Примерные рабочие программы по учебным предметам: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Региональные документы
Муниципальный уровень
Документы МОУ
приказ170.4 от 11.10.2021_Об утверждении дорожной карты по введению ФГОС-2021 (с планом)
Мероприятия_
***
28 августа 2023 года на базе нашей школы Корниенко Наталия Александровна, заместитель директора, провела ППК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» для учителей из разных школ города.
***
По результатам работы МРЦ «Педагогические практики реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в общеобразовательных организациях города Ярославля» 3 мая 2023 года состоялась встреча, на которой были представлены продукты реализации проекта, проанализирована работа всех участников проекта. Также были намечены ориентиры на следующий учебный год.
***
23 и 24 марта 2023 года на базе нашей школы Корниенко Наталия Александровна, заместитель директора, руководитель межрайонного МО учителей математики, провела ППК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя».
Все учителя нашей школы прошли курсы «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», организованные Департаментом образования мэрии г. Ярославля, Институтом развития образования и Городским центром развития образования. В ходе курсов педагоги изучили основные положения нового документа. Курсы проходили в интересной интерактивной форме. Учителя на практике повторили основы системно-деятельностного подхода, который является методологической базой обновленных ФГОС.
***
2 марта команда учителей математики и информатики школы № 76 представила опыт своей работы на Всероссийском онлайн мероприятии «Методический день для учителей математики» группы компаний «Просвещение».
Тема: «Мотивируем школьников к изучению математики – повышаем качество знаний».
Педагоги рассказали о реализации проекта «Математическая вертикаль», о проведении турниров «Знатоки математики».
***
14 февраля 2023 года в МОУ «Средняя школа № 76» прошёл практический семинар по теме «Формирование функциональной грамотности как механизм достижения предметных и метапредметных результатов» в рамках МРЦ «Педагогические практики реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в общеобразовательных организация города Ярославля».
Герасимов С.Д., директор школы, рассказал о многообразии ресурсов формирования функциональной грамотности, о важности роли учителя в данной работе.
Никитина С.В., методист МОУ «ГЦРО», акцентировала внимание на глубокую, содержательную работу всего коллектива школы.
Морох Е.А. рассказал о взаимосвязи формирования функциональной грамотности с достижением метапредметных результатов.
Корниенко Н.А., заместитель директора по УВР, говорила о том, что важным компонентом формирования функциональной грамотности обучающихся является игра.
Заместителям директоров, курирующих основное общее образование, было предложено отправиться в путешествие по следующим станциям:
- Станция «Математическая», «Игры разума».
Практикум «КОЗ – средство для конструирования задач, способствующих формированию функциональной грамотности».
Шаулина Дарья Сергеевна, учитель информатики.
Седова Жанна Викторовна, учитель математики.
Юдина Елена Николаевна, учитель информатики.
- Станция «Историческая», «Учимся для жизни!»
Практикум «Решение познавательных задач как средство формирования функциональной грамотности».
Емелина Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания.
Калмыков Александр Юрьевич, учитель истории и обществознания.
- Станция «Магическая», «Учимся, играя!»
Практикум «Достижение предметных и метапредметных результатов с помощью настольных игр и головоломок».
Морох Евгений Александрович, учитель информатики и математики.
Рогожина Наталья Викторовна, учитель математики.
- Станция «Философская», «Понимая текст, познаём себя».
Практикум «Достижение предметных и метапредметных результатов с помощью работы с художественным текстом».
Захарьева Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Костерина Ксения Андреевна, учитель русского языка и литературы.
Все стали активными участниками мастер-классов, на которых узнали как конструировать задачи, способствующие достижению метапредметных результатов; познакомились с математическими онлайн-играми «Занимательное путешествие» и «Великие математики»; играли в «Мактивити» и «Геодубль»; решали различные головоломки, обсуждали их практическую значимость; читали с остановками, обсуждали характеры литературных героев; а также, участники семинара предстали в разных социальных ролях жителей XVIII века и искали ответ на вопрос «Выгодно ли было строительство Санкт-Петербурга?».
Найбич В.В., заместитель директора по УВР, познакомила слушателей семинара с учебным курсом внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности младших школьников, рабочей программой курса «Функциональная грамотность» и тренажёром для школьников, который содержит задания по разделам: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность».
Для заместителей директоров, курирующих начальное образование, были представлены занятия внеурочной деятельности в 1-х классах по трём направлениям:
- «Финансовая грамотность».
Герасимова Дарина Сергеевна , учитель 1б класса
Тема занятия «Кот Василий продаёт молоко (открытие своего дела)».
Цель: дать представления о возможности открытия своего дела; познакомить с новыми терминами (реклама, рекламист);
- «Математическая грамотность».
Скоробогатова Татьяна Романовна, учитель 1в класса
Тема: « Про курочку Рябу, золотые и простые яйца»
Цель: формирование математической грамотности посредством включения их в решение различных математических задач
- «Естественно-научная грамотность».
Рыбина Наталия Викторовна, учитель 1а класса
Тема занятия: «Про репку и другие корнеплоды»
Цель: формировать представления о корнеплодах и их видах (столовые и кормовые); развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.
Занятия имели практическую направленность, занимательные задания в игровой форме развивали познавательную деятельность первоклассников, помогали им применять полученные знания при решении жизненных задач.
По окончании семинара слушатели высоко оценили представленный материал, его актуальность.
***
2 февраля в нашей школе прошёл практический семинар по теме «Формирование функциональной грамотности как механизм достижения предметных и метапредметных результатов».
Учителя стали активными участниками мастер-классов, на которых узнали как конструировать задачи, способствующие достижению метапредметных результатов; познакомились с математическими онлайн-играми «Занимательное путешествие» и «Великие математики»;
играли в мактивити и геодубль; решали различные головоломки, обсуждали их практическую значимость; читали с остановками, обсуждали характеры литературных героев; а также, участники семинара предстали в разных социальных ролях жителей XVIII века и искали ответ на вопрос «Выгодно ли было строительство Санкт-Петербурга?».
***
7 декабря 2022 года на базе МОУ "Средняя школа № 76" продолжила свою работу творческая образовательная мастерская «Разработка индивидуального учебного плана на уровнях НОО, ООО как одного из механизмов реализации программ НОО, ООО». Участие в ней приняли Никитина Светлана Васильевна – методист ГЦРО, Ремнева Людмила Иосифовна – заместитель директора по УВР средней школы № 2, Куприянова Наталия Наримановна – директор средней школы № 90, Герасимов Сергей Дмитриевич – директор средней школы № 76, Берестовая Жанна Александровна – директор средней школы № 49.
***
В муниципальном ресурсном центре "Педагогические практики реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в общеобразовательных организациях города Ярославля" продолжается работа по развитию новых способов профессиональной коммуникации: учимся друг у друга, осваиваем и развиваем новые подходы, принимаем решения и достигаем результатов. Гордимся созданными творческими образовательными мастерскими, которые формируются по желанию участников проекта, по интересам, по профессиональным умениям с целью разработки продуктов, заявленных в проекте.
9 ноября 2022 года на базе МОУ "Средняя школа 39" открыла свою работу творческая образовательная мастерская по разработке сайта МРЦ. Приняли участие в работе методист МОУ "ГЦРО" Никитина Светлана Васильевна, средняя школа № 76: директор – Герасимов С.Д., заместитель директора – Корниенко Н.А., учитель информатики – Шаулина Д.С., директор средней школы № 39 – Бугайчук И.А., директор гимназии № 2 – Маслеников Н. В., заместитель директора средней школы № 2 – Войшнис В. В., заместитель директора средней школы № 87 – Кравцова Е.К. Работали с настроением, дружно, динамично! Спасибо! Продолжение следует!
***
25 и 26 августа 2022 года на базе нашей школы Корниенко Наталия Александровна, заместитель директора, руководитель межрайонного МО учителей математики, провела ППК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» для учителей иностранного языка, музыки, русского языка.
Также 14 учителей нашей школы прошли курсы «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», организованные Департаментом образования мэрии г. Ярославля, Институтом развития образования и Городским центром развития образования. В ходе курсов педагоги, которые в будущем учебном году начнут работать по обновленным стандартам в 1 и 5 классах, изучили основные положения нового документа. Курсы проходили в интересной интерактивной форме. Учителя на практике повторили основы системно-деятельностного подхода, который является методологической базой обновленных ФГОС.
***
23 и 24 марта 2022 года на базе нашей школы Корниенко Наталия Александровна, заместитель директора, руководитель межрайонного МО учителей математики, провела ППК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» для учителей математики и физической культуры.
Также 10 учителей нашей школы прошли курсы «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», организованные Департаментом образования мэрии г. Ярославля, Институтом развития образования и Городским центром развития образования. В ходе курсов педагоги, которые в будущем учебном году начнут работать по обновленным стандартам в 1 и 5 классах, изучили основные положения нового документа, сравнили с предыдущими ФГОС, разработали возможные варианты представления стандартов родительской общественности, изучили требования к структуре и содержанию рабочих программ и научились реализовывать новые подходы к уроку. Курсы проходили в интересной интерактивной форме. Учителя на практике повторили основы системно-деятельностного подхода, который является методологической базой обновленных ФГОС. Большое внимание было уделено проблеме реализации принципа единства образовательного пространства и возможностям информационных образовательных ресурсов.
***
13 апреля 2022 года Мельникова Марина Юрьевна, заместитель директора, учитель физики и руководитель межрайонного МО учителей физики выступила на ММО учителей физики города Ярославля по теме «Обновленный ФГОС. Опыт апробации рабочих программ», тема выступления "Обновленный ФГОС".
***
Одной из приоритетных задач обновленных ФГОС является формирование функциональной грамостности. 11 февраля 2022 года в нашей школе прошел практический семинар для учителей математики и информатики "Учимся, играя!", где был представлен опыт работы школы по формированию функциональной грамотности учащихся 6-7 классов.
Математическая игра – это форма организации деятельности обучающихся, которая заметно повышает интерес к изучаемому предмету, позволяет видеть необходимость в более глубоком изучении предмета. Игра формирует межличностные отношения, умение работать в команде, распределять свои силы и силы других игроков. Умение быстро принимать решения, реагировать в конкретных социальных обстоятельствах. Таким образом, игра – это мощный инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся. А «математическая игра» способствует формированию математической грамотности.
Подробнее: Математическая вертикаль 11.02.2022
***
24-25 марта 2022 года все учителя математики и информатики нашей школы представили свой опыт работы в рамках ежегодной Панорамы педагогического опыта «Формирование читательской и математической грамотности как прочная ступенька лестницы успеха на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ» в форме мастер-класса.
***
4 и 5 мая в школе прошёл педагогический совет: «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя». Все учителя были погружены в работу, изучили основные изменения обновлённых ФГОС, подготовили презентацию к родительскому собранию по введению обновлённых ФГОС. Проанализировали определение деятельности, составили схему учебной деятельности, разработали деятельностный урок.